Показать новые записи
Александр Вовк
Александр Вовк добавил фото-пост:
КАК УЛУЧШИТЬ СВОЮ ИГРУ В ШАХМАТЫ - 11

Главный подвох в современных шахматах, главная преграда, которая мешает шахматисту вырасти над собой как игроку и личности, оказывается, лежит на самой поверхности, но мы её не замечаем. А если на неё просто указать, то не каждый сразу понимает что имеется в виду, о чём ведётся речь, что за этим стоит. Поэтому чтобы лучше понять проблему, стоит не обрисовывать её, а провести параллель от других искусств к шахматам и показать как и откуда появляется проблема. Тогда каждый сомневающийся сможет повторить этот путь, проверить всё самостоятельно и искать после этого для себя выход.

Чем является ручка и бумага для писателя, камера для фотографа, холст и кисти для художника и т.д.? Это инструменты, с помощью которых люди творческих профессий не только создают свои произведения, но и познают себя, искусство, человека и жизнь. Преувеличения или патетики в этих словах, конечно же, нет, это просто краткое описание процесса и того, что давно всем известно. Происходит это познание, что тоже известно хорошо и давно, через практическую наработку реальных знаний. А источником знаний и двигателем их получения являются творчество и любовь, жизнь.
Описать подробно эти процессы для их лучшего понимания вряд ли возможно, да и смысла особого в этом нет — несмотря на сложность описания, всё достаточно просто, если ты это испытал. Поэтому чтобы понять, нужно попробовать прожить, и тогда заодно убеждаешься, что детализация в описании будет лишней.
Если кратко и о самой сути — процесс творчества порождает множество полезных мыслей, озарений и инсайтов, причём часть из них не войдёт в произведение, но без них оно всё же не станет таким, каким стало. Анализ всех этих мыслей даст чётко увидеть что-то новое в своём характере, в искусстве, в природе человека, в жизни или её каких-то отдельных сторонах и аспектах. Со временем это познанное само собой объединиться в новое понимание чего-то полезного и содержательного, неизбежно породит новые мысли и вопросы, которые поведут нас дальше. В результате получится, что вы наработали реальные знания о жизни — о психологии человека, его духе, взаимоотношениях между людьми, устройстве каких-то граней жизни, о чём-то вечном и т.д. Их, разумеется, не все можно описать словами или, тем более, числами и формулами — жизнь, как известно, состоит не из одной конкретики. Но, тем не менее, это знания и вы сможете их не только применять в дальнейшем, в том числе и за пределами искусства, но и передавать другим людям, которые к ним готовы, получили достаточный опыт.
Основной веткой наработки знаний не всегда будет создаваемое вами. Поскольку оно, как правило, не во всех случаях будет таким, как виделось вначале или планировалось, жизнь обязательно внесёт что-то своё и неожиданное. И это даст немало «пищи для ума», которая тоже пополнит ваши знания и может порою вывести к чему-то более ценному, чем ваша работа. Реакция других людей на созданное вами и их оценки тоже, конечно же, дадут увидеть, а после и познать, немало нового. Будут также и другие ветви — оценки коллег, критиков и пр.
Если работа удачная, то в ней обязательно будут какие-то если не знания, то ключи, толчки к важной мысли, пониманию чего-то. В качестве подтверждения наличия знаний в произведении, можно взять любую классику, например, «пятикнижие» Достоевского. Сколько раз вы его будете перечитывать, столько же открывать для себя о человеке и жизни новое, лучше узнавать себя..

Легко догадаться, что перед началом работы над чем-то и после её окончания будет два разных человека — наработанная информация и знания будут менять нас, вынуждать расти над собой и в выбранном искусстве. В результате от одной работы к другой мы будем неизбежно проходить свой творческий путь. И это будет не просто путь профессионала, оттачивания мастерства, но и духовный. В этом тоже нет преувеличения или чего-то оторванного от реалий жизни — творчество невозможно без борьбы духа, без его развития.
Слово «духовный» сегодня часто ассоциируется с чем-то таким высшим и непознаваемым, а иногда и нереальным. Поэтому стоит кратко уточнить. Получая практический опыт в каком-то искусстве, создавая что-то положительное и красивое, вы будете лучше и глубже понимать, например, слова «Мир спасёт красота». И что красота без чистоты невозможна. Поэтому волей-неволей будут появляться мысли, что для создания красивого и положительного нужно быть в соответствии задуманному, иначе оно не получится. И после оказываешься перед выбором — как думать, как говорить, как поступать. Если выберешь правильно и будешь этого придерживаться, то со временем убедишься, что твои работы стали лучше. И поэтому станешь продолжать работу над собой ещё с большим старанием. Особенно если знаком со словами «Худое дерево не приносит добрых плодов». И т.д. В результате окажется, что ты стал лучше владеть собой, не идёшь «в размен» даже в тяжёлых ситуациях, умеешь подниматься «над» — какими-то испытаниями, негативом, всем тем, что мешает спокойно и комфортно творить и жить и т.п., — принимая при этом действительность такой, какая она есть и пр. То есть, обретаешь всё или почти всё то, что дают практики по развитию духа в различных древних культурах.

В итоге мы получаем самодостаточного творческого человека. Которому никто не нужен — в самом лучшем смысле этих слов, — достаточно лишь иметь инструмент, пусть даже плохой. Человека, который способен сам строить свою жизнь и обеспечивать её, вносить свой посильный вклад в искусство, доносить его другим, делиться с другими своими наработанными знаниями. Описание для сегодняшнего дня, возможно, имеет несколько идеалистический характер. Из-за экономического кризиса, падения интеллектуального и культурного уровня в обществе и по ряду других причин не всем людям искусства удаётся так жить. Немало вынуждено было уйти, чтобы прокормить семью. Но суть искусства и того, что оно даёт человеку, от этого не меняется, а описанные процессы взяты из жизни.

Есть ли у современного шахматиста подобное? Даже если он заслужил звание? Лишь очень-очень малая часть. Доска позволяет лишь лучше узнать себя и некоторые аспекты в природе человека. Но для этого есть и более простые и короткие пути. Назвать её сегодня инструментом познания жизни никак не получится. Наработки каких-то знаний о человеке и жизни с её помощью не происходит. Говорить о самодостаточности шахматиста очень сложно, он скорее зависим от сложившейся системы. Причиной всего этого являемся мы сами — определили для себя шахматы как спорт и в результате утратили о них знания. Плюс предельно узкие, до удивления, рамки обучения и подготовки шахматиста. И он незаметно для себя превратился в типичного гладиатора.

Игорь
Игорь написал 23 ноя в 22:26

Интересная статья.Спасибо.

Нравится 1
Александр Вовк
Александр Вовк написал 24 ноя в 9:26

Пожалуйста, Игорь. Вам тоже спасибо, за Ваш отзыв.

Нравится 1
Внимание: Только авторизованные пользователи могут комментировать записи.