Уважаемые посетители сайта!

В данном разделе будет содержаться информация об обучении шахматам. Здесь мы будем размещать видеоуроки, задачи, этюды, партии, дебютные новинки, а в будущем сделаем возможным организацию обучения через Skype. Мы приглашаем к сотрудничеству тренеров, педагогов, всех любителей шахмат. Ваши идеи и предложения по наполнению данного раздела присылайте на электронную почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мат, пат, вечный шах.

Если король не может защититься от шаха ни одним из трех способов, то игра заканчивается, а такое положение называется «мат».

Мат - это нападение на короля, от которого нет защиты.

lesson8 1

Черному королю объявлен мат. Ни один из способов защиты от шаха здесь не проходит.

Шах, способы защиты от шаха, виды шахов.

Если в шахматной партии возникает ситуация, когда неприятельская фигура может срубить короля, считается, что король находится под шахом.

Шахом называется нападение на короля (угроза королю). Вслух говорить о том, что объявлен шах не принято. Можно сказать лишь в том случае, если соперник не заметил, что его король атакован.

От шаха нужно обязательно защищаться. Оставлять короля под шахом и продолжать игру запрещено.

Рокировка

Как мы знаем, король нуждается в защите. Чтобы обезопасить его положение, один раз в партии каждый из игроков может сделать особый ход – рокировку – одновременный ход королем и ладьей.

Рокировка – это одновременное (в один ход) перемещение короля и ладьи по последней горизонтали.

Совершается она следующим образом: со своего первоначального положения короля переставляют через одну клетку по направлению к ладье, а ладью при этом переносят через короля и становят рядом с ним.

Легко запомнить следующее выражение: «Король перепрыгивает через клетку, а ладья – через короля». Рокировка позволяет не только укрепить своего короля, но и ввести в игру ладью. Практически всегда выгодно лишить рокировки соперника.

Короткая и длинная рокировка

Рокировка на королевском фланге называется короткой или в короткую сторону, а на ферзевом – длинной или в длинную сторону.

lesson6 1 lesson6 2
Стрелками показаны поля, на которые должны переместиться фигуры, чтобы сделать рокировку. Белые сделали рокировку в короткую сторону, а черные – в длинную.

 

Важно: игрок может делать рокировку, только если его король и ладья не совершали до этого ни одного хода. Если эти фигуры уже ходили, то рокироваться нельзя, даже если король и ладья снова станут на свои исходные позиции.
Временные ограничения для совершения рокировки:

  1. между королем и ладьей находится какая-либо фигура;
  2. король находится под шахом;
  3. чужая фигура контролирует поле, которое должен занять или пересечь король при рокировке.

Необходимо отметить: ладья при рокировке может пересекать атакованное неприятельской фигурой поле.

По шахматным правилам рокировку всегда начинают с короля. Если вначале дотронуться до ладьи, то соперник может потребовать сделать ею ход. Тогда рокировка будет невозможна. Будьте внимательны!

lesson6 3 lesson6 4
Белые не могут рокироваться, так как черный слон атакует поле, которое необходимо пересечь белому королю. Черные не могут рокировать, так как им объявлен шах слоном. И белым и черным нельзя делать рокировку, так как между их королями и ладьями находятся фигуры.

Взятие на проходе

Это одно из самых сложных правил. Такой ход может сделать только пешка.

Если пешка в начальной позиции делает двойной ход и становится рядом (по горизонтали) с вражеской пешкой, то она может быть взята на проходе, поскольку прошла поле, находящееся под ударом пешки противника. Такое поле называется "битым".

Взятие фигур и пешек

Если на пути короля, ферзя, ладьи, слона и пешки располагается своя фигура или пешка, то путь закрыт, а если фигура или пешка противника, то ее можно взять (побить). При взятии фигуру или пешку противника снимают с доски, а свою фигуру или пешку ставят на ее место. Взятие происходит за один ход.

Стоит отметить, что брать неприятельскую фигуру необязательно: играющий сам решает, побить ему фигуру противника или сделать какой-либо другой ход.

Все фигуры бьют так же, как и ходят, то есть берут фигуру или пешку противника, находящуюся на пути их хода.

Что касается пешки, то она берет не так, как ходит: бьет по диагонали на одну клетку вперед, то есть наискосок (вправо и влево).

lesson4 1

Стрелками показано, что под боем белой пешки одновременно находятся две черные ладьи, и она может побить любую из них.