Мы продолжаем рассказывать о том, как ребенка заинтересовать шахматами. Своим опытом работы с детьми поделился преподаватель шахмат московской школы № 1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова, мастер ФИДЕ Константин Костин, который ответил на наши вопросы.
- С какого возраста и почему ребенку лучше всего начинать заниматься шахматами?
- По моему мнению, задумываться о шахматном образовании ребенка нужно после достижения им хотя бы пятилетнего возраста. С пяти лет можно познакомить с основами, объяснить цель игры, рассказать, что такое мат, шах, способы защиты короля от нападения. Если ребенок полностью усвоит основы, можно записать его в кружок или секцию неподалеку от дома. Дополнительно отмечу, что если пяти-шестилетний ребенок играет в шахматы на мат, а не на «поедание фигур», то это уже очень круто!
Я достаточно негативно отношусь к обучению шахматам с пеленок. Объявления «Учим играть в шахматы с двух лет» вызывают ироническую улыбку вперемешку с негодованием. Рекламные объявления убеждают, что эти занятия развивают у детей всё, что угодно: от логического мышления до способностей к телекинезу. И даже, если бы всё это было правдой, тем не менее, всему свое время! Игра в шахматы - не такой простой вид деятельности, до них нужно дорасти. Убежден, что занятия шахматами с двух-трёх лет в «изостудиях» никому не нужны - кроме тех людей, которые делают на этом деньги.
Последние несколько лет я преподаю шахматы в московских школах. Работаю в классах, в которых шахматы заложены в расписании, дополнительно веду шахматную секцию. Среди учеников были и ребята, родители которых занимались ранним шахматным образованием в «изостудиях». Да, стартовые результаты этих ребят были хороши, но потом их достаточно быстро обгоняют те, кого приходилось учить с нуля. Я достаточно долго думал о причинах этой ситуации. На текущий момент, мне кажется, дело в том, что в подобных подготовительных группах основной задачей шахматных педагогов является развлечение детей. Это диктуется экономической моделью. Детям должно быть весело и всё нравится, иначе родители не продлят абонемент. Когда же ребенок попадает в рабочую шахматную среду, ему уже трудно переключиться, так как он приучен к другому отношению к шахматам, а переучиваться, как известно, намного сложнее, чем учиться. Я не говорю, что обучение шахматам в раннем возрасте невозможно в принципе. Всегда есть исключения и единичные особые случаи…
- Константин, а как понять: есть ли у ребенка склонности или определенный талант для того, чтобы добиться успехов в шахматах?
- Очень сложный вопрос. Дело в том, что склонностей или таланта недостаточно для достижения шахматных успехов. Хорошая память, умение работать в уме (считать варианты), усвоение информации и умение ее применять на практике, природная шахматная интуиция и чувство позиции, наличие хотя бы одного такого качества - это уже талант. Но самое главное - это горящие глаза и неподдельный интерес к игре и постижению нового в ней. Это справедливо не только для начинающих. На протяжении всей жизни шахматисты сталкиваются с проблемами роста, и каждая новая ступень мастерства требует еще больших требований и вложений. До гроссмейстерского уровня доходят лишь те, кто по-настоящему любят шахматы.
Раздавать авансы детям нужно с большой осторожностью. Сколько чемпионов, к примеру, детских первенств Москвы так и не стали в итоге хорошими шахматистами, и сколько еще не станут, несмотря на природную склонность и определенный талант.
- Как ребенку лучше заниматься шахматами на первом году обучения (индивидуальные занятия с тренером, занятия с тренером в группе в детском саду, школе, другом образовательном учреждении, занятия по скайпу и др.)?
- Точно не по скайпу и не с использованием готовых решений на Айпаде. Лучше всего ходить на групповые занятия и сочетать их с домашней игрой. При этом родителям нужно участвовать в шахматной жизни ребенка не на словах, а на деле. Дополнительная игровая практика дома - это огромная поддержка юного шахматиста, особенно на начальном этапе.
- Как сделать так, чтобы у ребенка со временем не пропал интерес к шахматам?
- В этом вопросе мы вновь возвращаемся к горящим глазам и неподдельному интересу к игре. Можно сколько угодно «танцевать с шахматным бубном» вокруг ребенка, но если у него нет преданности к любимому делу, эффекта это не возымеет. Шахматы, они сами по себе - безумно интересная игра с наркотическими свойствами. Основная задача педагога и родителей - ничего не испортить, дальше шахматы сделают всё сами. Из основного лишь упомяну, что нужно соблюдать педагогический такт, не заваливать шахматными задачами, излишне не критиковать за поражения, умело распределять время между теорией и практикой, избегать шахматной рутины и скуки на занятиях. Этого достаточно, но если педагог вместе с родителями найдет способы дополнительной мотивации для юного шахматиста, то будет совсем хорошо.
- Сколько турниров должен играть ребенок на первом и втором годах обучения?
- Принимать участие в шахматных соревнованиях, безусловно, важно и нужно. Но на начальном этапе нет необходимости придерживаться строгого расписания по количеству турниров. Гораздо важнее, чтобы соревнования выбирались ровными по составу. Также важно видеть творчество ребят, чтобы была возможность разбора партий. Это - вообще один из основных моментов. Для своих учеников я стараюсь подбирать турниры либо с записью партий, либо, где для представителя (тренера) имеется беспрепятственный доступ в турнирный зал. На некоторых городских и школьных соревнованиях от тренеров требуют покинуть игровое помещение, и это вызывает вопрос о целесообразности участия в этих турнирах. Мне очень нравится принимать участие в школьных шахматных турнирах по Интернету, которые регулярно стали проводиться на портале «Шахматная планета». Текст партий сохраняется автоматически. После завершения соревнования дома можно быстро и легко рассмотреть творчество учеников под увеличительными стеклами без каких-либо усилий, после чего на занятиях разобрать ошибки и недочеты в игре на интерактивной доске, используя интерфейс игровой зоны…
Если позволите, скажу несколько слов о современных шахматных турнирах. Мне очень не нравится заваливание детей кубками, грамотами и медалями. В этом плане на текущий момент мы имеем очень сильный перекос. У юного шахматиста, который еще понятия не имеет о том, какими ходами характеризуется Защита Тарраша, как ставить мат конем и слоном, который не знает ничего о позициях Филидора, порой имеется целая стопка грамот толщиной с «Войну и Мир», около десятка кубков и килограмм медалей за успехи в шахматных соревнованиях. В этом нет пользы для юного шахматиста, «испытание медными трубами», да к тому же, ничем не подкрепленное. Единственную пользу от таких пышных награждений получают лишь ребята, которые видят, как ценные подарки уходят в другие руки. Есть проблема, что порой очень часто на закрытии турниров присутствуют одни лишь призеры…
- Константин, спасибо большое за очень содержательное интервью. И в завершение нашей беседы я хочу вам задать еще один вопрос. Правильно ли говорят, что ты сам становишься слабее играть, если много занимаешься с детьми? Есть ли у вас время самому играть в турнирах?
- Практическая сила игры у шахматиста, занимающегося профессиональной педагогической деятельностью, действительно, снижается. Причина проста - на собственное спортивное совершенствование не остается ни сил, ни времени, а зачастую и мотивации. За последние полтора года я выступил лишь в одном турнире, получил огромное удовольствие, но рейтинг немного понизил. Почти не расстроился, так как теперь самыми важными и радостными событиями в соревнованиях являются победы моих воспитанников. Кстати, в одном из методических пособий известного шахматного тренера И.В. Славина мне запомнилась следующая фраза: «Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого потом учиться». Верю, что тренеры, которые будут добросовестно следовать этому бодрому девизу, в итоге не только вернут утраченные позиции, но и станут играть еще сильнее, чем раньше!