Журналист: Получается, типичное дитя компьютерной эпохи - это Карякин, готовый держать любые позиции?
Петр Свидлер: Я не знаю, насколько это объясняется компьютером. Мне кажется, в его случае это, скорее, дарование. Мало кто может делать то же самое, потому что часами смотреть на плохую позицию очень тяжело психологически. Ты получил позицию, от которой тебя подташнивает, и вряд ли она улучшится, но сдаваться еще рано. Нужно сидеть и просто искать лучшие ходы. Это ценнейшее дарование! Серега в этом смысле один из лучших, если не лучший в мире. Я, например, тоже спасал плохие позиции, но с Карякиным в этом плане и рядом не стоял!
Журналист: Уже давно поговаривают о компьютерной смерти шахмат, о том, что будет изучено вообще все. Одним из лекарств были так называемые фишеровские шахматы, или chess960, где стартовая позиция определяется жеребьевкой. Вы, кстати, трехкратный чемпион мира в этом виде...
Петр Свидлер: Четырехкратный. К сожалению, с уходом из организаторской деятельности подвижника этой игры Ханса Вальтера Шмидта chess960 пришли в упадок. Он организовывал турниры во Франкфурте-на-Майне, верил в то, что это важный вид, который поможет шахматам оставаться живыми и молодыми. Но у него в какой-то момент ушли основные спонсоры, и турниры пропали, сейчас играть практически негде. Очень жаль, потому что все, кого я знаю, играют в chess960 с огромным удовольствием.
Журналист: Звучала мысль, что ведущим шахматистам жалко проделанной ими огромной дебютной работы, которая оказывается бесполезной в chess960...
Петр Свидлер: Да нет, не в этом дело. Если бы вдруг не осталось никаких других шахмат, тогда эта работа пропала бы. Но всерьез же никогда не шла речь о том, чтобы заменить классику на 960. Сейчас же основная дискуссия в плане перспектив шахмат касается того, что делать с контролем времени.
Журналист: Если брать матч в Нью-Йорке, то именно быстрые шахматы стали украшением матча.
Петр Свидлер: Да, у нас на chess24 аудитория во время тай-брейка была раза в четыре выше, чем на самых интересных партиях классической части. Очень может быть, что будущее действительно за быстрыми шахматами. Но при этом нужно понимать: показ рапида и тем более блица невозможен без по-настоящему хороших комментаторов.