Сергей Бешуков: «Какой смысл отказываться от хорошего?»
Задай вопрос гроссмейстеру

Сергей Бешуков: «Какой смысл отказываться от хорошего?»

3 0 1787

Как мы уже сообщали, с 1 по 7 апреля в Сочи пройдет турнир любителей шахмат с призовым фондом без малого в два миллиона рублей. На днях на официальной странице серии chessamateur.ru открылась регистрация и прием взносов для участников взрослого и детского турниров, а также гостей. Не так давно основными идеями нового соревнования для шахматистов – любителей поделился директор серии Евгений Атаров.

Сегодня наш гость – основатель Chess Amateurs International Сергей Бешуков. За последние 20 лет он отметился чуть ли не во всех ипостасях – как гроссмейстер, тренер, организатор и президент федерации края. Однако последние полгода все его мысли заняты новой идеей, почти не имеющей аналогов в мире шахмат. Мы уже не раз говорили о том, как родилась идея и о мотивации, которая движет меценатом. Нам захотелось узнать, каким Бешуков видит будущее своего детища через год, три или десять лет. Во что оно может превратиться?

– Сергей, вы активно рекламируете турнир любителей в соцсетях, на сайтах и форумах. Какие каналы продвижения информации считаете наиболее эффективными?

– Мы живем в цифровую эпоху, у каждого шахматиста есть компьютер с интернетом или смартфон, а поэтому я считаю рекламу турнира в сети самой эффективной. Даже если кто-то не узнает сам, услышит от друзей, знакомых. С тем графиком турниров, который мы наметили, у нас просто нет времени на масштабные кампании! Каждые два месяца – новое мероприятие… Сейчас Сочи, в июне – Минск, надо все делать быстро. Поэтому соцсети – хороший вариант для привлечения внимания к серии. Работаем с аудиторией наиболее популярных шахматных сайтов, ищем, пробуем. Дело в том, что никто толком не знает, где находится наша целевая аудитория, приходится идти на ощупь. В нескольких коротких сообщениях надо не просто рассказать о турнире, но и как-то подтолкнуть людей к принятию решения о поездке.

– Это трудно?

– Вы даже не представляете как. Шахматисты – люди инертные, решения принимают долго. Доводов «не ехать» всегда находится больше, чем «за». Да к тому же, речь идет о не профессионалах, у которых нет привычки шахматистов постоянно переезжать с места на место.

– Неподготовленный читатель может счесть вступительный взнос в 30 тысяч рублей довольно существенной суммой для недельного турнира.

– Если смотреть на эту цифру с точки зрения средней зарплаты россиян, то это много. Но если задуматься о том, что игроки получают за эти 30 тысяч, она может показаться даже заниженной. Все-таки мы собираемся проводить все турниры в отелях не ниже 4-х звезд, с полным пансионом. Это дорого. Вот меня удивляет, когда игроки спрашивают: можно ли жить не в вашем отеле? Не сочинцы – приезжие. Мы никого не заставляем, но… что они найдут для себя на «сэкономленные» деньги?! Вместо приличного отеля и хорошей еды – непонятно что. И зачем это? Если абстрагироваться от шахмат, то можно сказать: мы развиваем индустрию туризма, кроме игры, предлагая людям еще и полноценный отдых. Какой смысл от него отказываться?

– Почему тогда игроки вашего рейтингового диапазона в массовом порядке играют в традиционных Aeroflot Open и Moscow Open?

– Вы сами дали ответ: они – традиционные. Люди привыкли, что каждый год в это время проходит сперва один, а затем и второй опен. Многие даже не уезжают из Москвы в промежутке между ними. О нас пока не знают, но когда привыкнут к нашим турнирам, уверен, будут выбирать именно их.

– Вы так думаете?

– А почему нет? Сравните призовые фонды, условия проживания и игры. У нас они просто лучше. И мы будем стараться держать марку.

– Сколько игроков вы ждете?

– В Сочи будем рады, если приедет человек 200. А если перевалим через отметку 250, посчитаем это огромным успехом… Ведь это всего лишь второй турнир. В Минске в конце июня нацеливаемся уже на другие цифры.

– У вас уже есть календарь на этот год?

– Не люблю обещать то, что не могу выполнить, так что с уверенностью назову только Минск. Сейчас ведем переговоры с отелем – тоже с 4-звездочным, с остальным проблем нет. Федерация нас поддерживает, уже включила нас в план соревнований, да и белорусские шахматисты только и говорят, что про наш турнир! Есть договоренность с Bridge Resort о турнире в октябре-ноябре, но все будет зависеть от того, насколько удачно пройдут два ближайших.

– Мы слышали еще про Санкт-Петербург…

– Пока все это на уровне разговоров.

– Давайте тогда вернемся к Сочи. Вы уже можете назвать его первых зарегистрированных участников?

– Назову вам пока лишь одну фамилию – Андрей Бувальцев. Он выиграл наш творческий конкурс на «лучшую партию» в декабре и активно взялся за продвижение серии в родном Кемерово. И, вероятно, приедет не один. Уже в первый день после открытия регистрации «пакет» купили 9 человек.

– Вы как-то отслеживаете географию интересующихся?

– Да. География широкая: от Южно-Сахалинска до Краснодара. По сути, к нам едут со всей России. А после успеха в первом турнире Алексея Терзи и Дмитрия Новицкого, которые заняли 1-е и 3-е места, уверен, будет «десант» из Белоруссии. Ждем гостей из Армении, возможно, из Украины. Нам пишут из Казахстана, Монголии, причем, совершенно неожиданные люди…. Например, человек один лишь год назад научился играть, а уже хочет попробовать свои силы. На самом деле не так принципиально, откуда к нам приедут, отношение ко всем участникам у нас будет одинаковое. Ко всем – хорошее.

– В положении написано: вы имеете право отказать в регистрации любому шахматисту без объяснения причины. Правильно ли я понимаю, что это, в основном, касается тех игроков, кто целенаправленно снижает свой рейтинг для участия в подобных любительских соревнованиях?

– Все верно. Перед глазами печальный опыт двух первых турниров «С» на Aeroflot Open, под который люди безбожно плавили рейтинг. У нас такое не пройдет… Мы вообще много думаем о защите игроков от нечестной игры. Но в декабре 2017 года гораздо больше заботились о борьбе с читерами (была большая программа, и она, в целом, удалась: за весь турнир не было ни единого замечания), так что в итоге пропустили одного игрока, который ранее уже был замечен в подобных действиях. Теперь он навсегда лишен права играть в турнирах серии.

– Фамилию назовете?

– Зачем делать ему «рекламу»? Кто в курсе, знают, о ком идет речь.

– Сейчас в мире нет четкого разграничения на любителей и профи. Почему вы не будете включать игроков с рейтингом выше 2325?

– Сто раз уже говорил на эту тему, так что не буду повторятся. Каждый организатор вправе выбирать условия для турнира. У нас – такие. И не факт, что со временем мы не изменим условия. Хотя, скорее, рейтинговая граница сдвинется не в сторону повышения, а вниз, чтобы вовлечь еще больше людей из «основания пирамиды». Ими-то уж точно никто не интересуется.

– Что вам это подсказывает?

– Опыт. У нас хотят играть шахматисты самого разного уровня, и для игроков, условно, с рейтингом 2000 соперник с 2300 – как гроссмейстер. Так что мы либо будем расширять диапазоны рейтинга, либо вводить более широкую ротацию для участников нижнего сегмента. Считаю, неверно было бы делать для них отдельный турнир, однако можно простимулировать их участие введением к уже имеющимся дополнительных призов в разных категориях. Хотя у нас их и так уже 15! Как обычно, все должна определить практика.

– Что ж, пожелаем успеха вашему детищу. Немного завидуешь, как у вас все выстроено, продумано. Так и хочется спросить: неужели по ходу подготовки не бывает каких-то трудностей, проблем?

– Почему же, они случаются у всех. Но лично я почти 20 лет занимаюсь проведением шахматных мероприятий, так что уже ничему не удивляюсь. Ну а в преодолении трудностей и проблем проявляется твой уровень готовности, компетентности, сила твоей команды. Она у нас небольшая: Евгений Атаров да Кирилл Брызгалин, но они следят буквально за всем. Я хочу заверить: на турнирах, которые проводит наша компания «АрчибальдЧесс», для игроков будет сделано все, что возможно. Приезжайте, вы не пожалеете!

– Тогда последний вопрос: скажите, откуда взялся талисман ваших турниров – Арчибальд. Кто это вообще?

– Тут целая история. На юбилей я получил подарок от семьи – перстень от Cartier, выполненный в виде головы пантеры. Так повелось, что я люблю давать имена своим вещам и назвал его «Сэр Арчибальд», а уже потом, когда началась вся эта тема с шахматными турнирами, предложил использовать его в качестве логотипа. Женя поработал с художником, и получилась шахматная фигурка с головой пантеры. Это и есть Арчибальд, а наша компания, которая проводит турниры любителей, – «АрчибальдЧесс». Запоминающееся название и яркий логотип, что немаловажно для продвижения новых проектов.

Рассказать
Нравится 3 17870
Читайте также

На вопросы журнала World Of Chess (Константина Базарова) ответил выпускник московского инс…

Константин Базаров

У столичного международного мастера Евгения Драгомарецкого множество титулов, трофеев и ра…

Комментарии