Сергей Карякин: «С детства мечтаю стать чемпионом мира…»
Задай вопрос гроссмейстеру

Сергей Карякин: «С детства мечтаю стать чемпионом мира…»

1 0 1039

Сергей Карякин – один из самых ярких представителей российской шахматной элиты. В 12-летнем возрасте он стал самым молодым гроссмейстером в истории и был внесен в книгу рекордов Гиннеса. Сергей Карякин стремится вернуть шахматную корону в Россию. О том, что нужно для достижения этой амбициозной цели, а также о своих планах, политике и личной жизни он рассказал в интервью сайту «Шахматного бульвара».

– С чем связано неудачное выступление сборной России на командном чемпионате мира в Армении? Со стороны показалось, что нашим игрокам где-то не хватило мотивации и жажды борьбы.

– Сложный вопрос. Вообще исторически сборная России очень удачно выступала именно на командных чемпионатах мира. Наши победы в 2005, 2011 и 2013 годах придавали уверенности в хорошем результате, но, возможно, что мы немного из-за этого перегорели, так как очень хотели вновь победить. К тому же нам не очень повезло с жеребьевкой: в первом же туре, не успев разыграться, жребий свел нас с Украиной, которая, как оказалось, находится в отличной форме. Матч был очень упорным, но мы проиграли и после этого пришли в себя только в конце турнира, выиграв несколько матчей. К сожалению, этого хватило только для 4 места.

– Может быть, сборной России не хватило Владимира Крамника, который обычно «цементирует» первую доску? Какую оценку ты поставишь себе за игру на чемпионате мира по 10-ной шкале?

– Владимир Крамник в последнее время изменил стиль игры. Достаточно посмотреть на его выступление на проходящем в эти дни командном чемпионате России в Сочи - из 4 партий 3 результативные! Но, конечно, выступление такого сильного шахматиста за команду придало бы нам всем уверенности, и, возможно, турнир бы протекал по иному сценарию. Свою игру я всегда стараюсь оценивать критически, поэтому, несмотря на то, что занял третье место на второй доске, больше чем 6 из 10 баллов не поставлю.

– Сергей, а теперь давай поговорим о женских шахматах. Закономерно ли, что Мария Музычук выиграла чемпионат мира в Сочи? Можешь ли назвать какие-то сыгранные партии, где были применены любопытные новинки, а также те дебютные варианты, которые имели важно значение для теории?

– Думаю, что еще ни разу в истории не было такого, когда чемпион мира или чемпионка мира выигрывали свой титул незаслуженно. Мария Музычук в данном турнире играла лучше всех и заслуженно победила. Конечно, в некоторых партиях ей сопутствовало везение, но в формате «нокаута», где одна ошибка может стоить вылета из турнира, без везения не обойтись. Из новинок можно выделить любопытную теоретическую дуэль в славянской защите в финале в партии Музычук против Погониной. Кстати, отмечу, что Наташа показала поистине невероятный боевой дух: она четырежды отыгрывалась по заказу после проигрыша в первой партии, но на финал, видимо, сил не хватило...

– Чем, на твой взгляд, женские шахматы отличаются от мужских? Есть ли в мире такие шахматистки, с кем у Сергея Карякина отрицательный баланс в личных встречах?

– У меня обычно хорошие результаты против женщин. Больше всего я играл с легендарной Юдит Полгар, которая ушла из шахмат несколько месяцев назад. Общий счет результативных партий явно в мою пользу: что-нибудь типа 5-2, но самый важный матч на Кубке мира в 2011 году я ей проиграл. С действующей чемпионкой мира Хоу Ифань я играл только однажды, победив ее на турнире в Вейк-ан-Зее в 2013 году.

– Сергей, какие аргументы ты приведешь тем людям, которые считают, что шахматы не являются спортом? Что нужно сделать для того, чтобы шахматы все-таки вошли в олимпийскую программу?

– Главный аргумент – это самочувствие спортсмена после 6 часов игры. Когда тебе нужно держать концентрацию на протяжении всего времени и секундная расслабленность может стоить партии. Научно доказано, что шахматисты испытывают стресс наравне с другими спортсменами, а некоторые шахматисты во время соревнования из-за стресса и напряжения теряют несколько килограммов! Поддерживаю идею о вхождении шахмат в олимпийские виды спорта, но такие вещи решают не спортсмены, а чиновники. Насколько я знаю, президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов многое для этого делает, ведет переговоры, но эта цель пока не достигнута. Хотя немного обидно, что, например, керлинг стал олимпийским видом спорта под лозунгом «шахматы на льду», а сами шахматы туда еще не вошли…

– Сергей, теперь давай поговорим о профессиональных спортсменах. У футболистов, хоккеистов и баскетболистов, выступающих в ведущих командах России и за рубежом, есть действующие контракты. Профессиональные игроки целенаправленно готовятся к турнирам, ездят на сборы, постоянно тренируются. А как живут профессиональные шахматисты?

– Наша жизнь очень разнится. На турнирах мы думаем о шахматах круглые сутки: утром готовимся, после обеда играем, потом прогулка, подготовка, сон. И так по кругу весь турнир! А дома мы живем как обычные люди: встречаемся с друзьями, ходим в кинотеатры, играем в бильярд и так далее. Недавно на Новый год друзья подарили нам теннисный стол, и теперь дома с женой мы еще играем в настольный теннис.

– Ты продолжаешь сотрудничать с Alpari? Как сделать так, чтобы у ведущих шахматистов России появилось больше спонсоров?

– У меня был контракт с Alpari, который длился 2 года и закончился в сентябре прошлого года. К сожалению, сейчас сложное время для финансовых компаний, торгующих на Форексе, и сокращение спонсорских контрактов не редкость. Отмечу, что неслучайно при их поддержке я выиграл несколько супертурниров: занял второе место на турнире претендентов, где мне не хватило лишь пол-очка, чтобы выйти на матч с чемпионом мира Магнусом Карлсеном, и стабильно входил в первую «десятку» по рейтингу. Я мог спокойно заниматься с тренерами, поскольку мои финансовые вопросы были закрыты, и мне оставалось лишь показывать результаты. Сейчас мне приходится оплачивать тренеров за свой счет, а это очень накладно. Услуги лучших специалистов во всех сферах стоят больших денег. К сожалению, Российская шахматная федерация в этом плане никак не помогает, и мне приходится тратить много сил, чтобы находить источники финансирования. Безусловно, лучше не думать о таких вопросах и просто заниматься шахматами…

– Сергей, а можешь назвать своих тренеров или секундантов на крупных турнирах? Много ли времени на неделе уделяешь шахматам?

– Мои главные секунданты известны – это Юрий Дохоян и Александр Мотылев. Но, если турнир очень важен, как например, турнир претендентов в прошлом году, то могу еще кого-то пригласить в тренерский штаб. В Ханты-Мансийске со мной работали Рустам Касымджанов и еще один тренер, который пожелал остаться неизвестным. Дома я могу заниматься шахматами подолгу, в особенности перед важными турнирами, а могу и сменять род деятельности - все зависит от настроения. Но вот на сборах с тренером там уже не до расслабления, и меньше 6 часов в день мы не занимаемся.

– Как оцениваешь новый формат проведения супертурнира ZurichChessChallenge, который состоялся в 2015 году в Швейцарии? Главный организатор соревнований Олег Скворцов и Российская шахматная федерация объявляли творческий конкурс, где каждый желающий в форме эссе мог дать свои предложения по наполнению программы супертурнира. И эту идею стоит признать вполне успешной.

– С Олегом Скворцовым нас связывают дружеские отношения: я периодически бываю у него в гостях, и мы играем тренировочные партии. Помимо того, что он бизнесмен, еще и очень сильный шахматист. Турнир с творческим наполнением вполне интересен профессиональным игрокам, если кто-то предложит интересную идею, то почему бы ее не реализовать на практике…

– Сергей, почему ты больше играешь в плотных «круговиках», чем в массовых «швейцарках»? Недавно в Москве завершился «Аэрофлот-опен», который выиграл Ян Непомнящий. Почему ты не возглавил рейтинг-лист турнира «А» по классике, а сыграл только в блице?

– Я очень люблю «Аэрофлот-опен» и с огромным уважением отношусь к его бессменному организатору Александру Григорьевичу Баху. В главном турнире я тоже играл и, к слову, свою первую гроссмейстерскую норму выполнил именно там в 2002 году. Действительно, я стараюсь больше играть в «круговиках». Это связано с тем, что, на мой взгляд, интереснее играть с сильными соперниками и при условном выборе между Анандом и обычным гроссмейстером, безусловно, интереснее испытать свои силы с экс-чемпионом мира.

– Давай разбавим наше интервью не шахматными вопросами. Знаю о том, что ты болельщик московского «Спартака». Часто ходишь на стадион и поддерживаешь команду? Как оцениваешь игру «Спартака» под руководством Мурата Якина, ведь, как и в прошлом сезоне, красно-белые вновь могут остаться без еврокубков?

– К сожалению, у меня совсем нет времени ходить на стадионы, но смотрю по Интернету лучшие матчи «Спартака» или видеообзоры с голами. К тому же несколько лет назад я давал игрокам «Спартака» сеанс одновременной игры и за некоторых футболистов теперь болею персонально. А что касается самой игры, то отмечу, что во всех видах спорта даже у признанных чемпионов бывают спады, и задача спортсменов сделать необходимые выводы и двигаться дальше.

– Сергей, а за кого из спартаковцев ты болеешь персонально? Не обидно, что «Спартак» совсем немного не дотянул до победы в домашнем матче против «Зенита»?

– Я персонально болею за Сергея Паршивлюка. С ним я познакомился в 2012 году на сеансе одновременной игры, который я давал руководству, ветеранам, игрокам и юниорам «Спартака». Сергею помогал экс-главный тренер Валерий Карпин. Партия была несерьезной, и вскоре мы согласились на ничью. Что касается игры «Спартака» с «Зенитом», то это какое-то невезение: весь матч красно-белые провели образцово, а в конце, видимо, сами не поверили в победу. Но, мне кажется, что кризис в «Спартаке» позади. Нужно собраться на оставшиеся четыре тура и пробиться в еврокубки.

– Многие шахматисты неплохо играют в футбол, баскетбол, волейбол. Как ты поддерживаешь свою физическую форму и снимаешь нагрузку после напряженных партий? Про настольный теннис ты уже говорил.

– Когда я нахожусь дома, то постоянно посещаю фитнес-центр, хожу в тренажерный зал и бассейн. Но во время турнира часто бывает, что просто нет для этого времени и поэтому ограничиваюсь обычной зарядкой. А стресс после партий снимаю длинными прогулками.

– Ты родился в Симферополе и долгое время жил на Украине. Часто ли ездишь на Родину? Как оцениваешь значимость присоединения Крыма к России?

– В Крыму бываю часто, там у меня живут родители и много друзей, плюс в прошлом году я начал проводить в Симферополе фестиваль «Кубок Карякина», который планирую сделать ежегодным. У нас в турнире участвуют юноши и девушки в возрасте от 8 до 18 лет. В прошлом году играли более 100 детей, и, к слову, без подарков не остался никто! В этом году турнир пройдет вновь, и я очень надеюсь, что у меня получится лично посетить мероприятие и поздравить победителей. Хочется верить, что в этом году участников будет не меньше - ведь это отличная возможность совместить работу с отдыхом. Однако, к сожалению, в связи с тем, что сейчас устраивает Украина, жителям регионов из этой страны будет не так просто добраться до места проведения турнира.

Ну а значимость присоединения Крыма к России трудно переоценить: момент долгожданный и исторический! Я мог бы долго об этом рассуждать, но боюсь, что это тема для отдельного интервью. Мне всегда казалось попросту нелогичным, что Крым, и в особенности Севастополь, были украинскими территориями. За 19 лет жизни в Крыму я могу по пальцам одной руки посчитать, сколько раз ко мне там обращались по-украински, а в то же время в кинотеатре и в официальных документах все должно было быть на «мове». Знаю людей, которые принципиально из-за этого не ходили в кинотеатр. Поэтому меня всегда забавляют «патриоты», которые просто не понимают, что крымчане давно этого ждали, и ту огромную явку на референдуме и почти единогласный выбор крымского народа нужно уважать - ведь настроение людей невозможно подменить…

– Сергей, как ты познакомился со своей супругой Галией. Бывают ли такие ситуации в быту, когда у вас возникают серьезные разногласия? Улучшились ли спортивные результаты после того, как ты стал семейным человеком?

– Познакомились мы как ни странно по телефону. Дело в том, что когда я переехал в Москву, нужно было решить многие бюрократические вопросы. Галия в то время работала помощницей ректора РГСУ Василия Ивановича Жукова и очень помогла мне в трудоустройстве в ВУЗ, а также во многих других технических вопросах. Как-то вернувшись с турнира, в тот же день я не выдержал и спросил: «А что ты делаешь сегодня вечером?». Я бы не стал нас идеализировать, естественно, у нас бывают разные мнения, но мы всегда стараемся искать компромиссы и приходить к общему решению. После нашего медового месяца я выиграл супертурнир в Ставангере. Это лучше всего доказывает, что счастье в личной жизни только помогает спортсменам добиваться более высоких результатов.

– Расскажи о том, как возник вариант открытия шахматной школы Сергея Карякина на юридическом факультете МГУ. Что тебе это даст в профессиональном плане?

– Совершенно случайно меня пригласили на открытие шахматного клуба в МГУ, и там я познакомился с деканом юридического факультета Александром Константиновичем Голиченковым и заместителем декана Александром Леонидовичем Корнеевым. Я начал интересоваться клубом. Скажу честно - клубов такого уровня в Москве можно пересчитать по пальцам одной руки, и мне очень не хотелось, чтобы такой клуб «простаивал». В итоге возникла идея открыть здесь мою шахматную школу. Я планирую контролировать ход подготовки членов клуба: давать советы тренерам и ученикам, а также читать лекции хотя бы раз в месяц. Я приглашаю всех желающих (особенно детей) улучшить свой уровень игры и записаться к нам в школу. Уже сейчас идут занятия один раз в неделю, но с 1 сентября занятия станут более систематическими и регулярными. Мне очень интересно будет участвовать в тренировочном процессе в роли тренера - к тому же в таком прекрасном месте как МГУ.

– В каких турнирах ты сыграешь во второй половине 2015 года? У тебя есть какие-то задачи, которые нужно непременно выполнить?

– Для начала хочу вернуться и закрепиться в первой «десятке» в мире, в которую я входил несколько лет, но после неудачного выступления на Суперфинале чемпионата России в декабре прошлого года, я из нее вылетел. А из глобальных планов - хотелось бы отобраться на турнир претендентов. Для этого мне нужно будет либо выигрывать этап Гран-при в Ханты-Мансийске, либо отбираться через Кубок мира в Баку. На этих двух ключевых турнирах я и планирую сконцентрироваться в ближайшем будущем.

– Сергей, будешь ли участвовать в финале первенства Москвы по блицу на призы газеты «Вечерняя Москва»? Кого считаешь самыми сильными блицорами в мире?

– Самые сильные блицоры живут в Москве - это Александр Грищук, Ян Непомнящий, Александр Морозевич и другие. Все они традиционно играют в «Вечерке», поэтому мне тоже всегда интересно помериться с ними силами и поблицевать за доской.

– В одном из интервью Ян Непомнящий говорил о том, что у него положительный баланс в партиях с Магнусом Карлсеном. А ты часто обыгрываешь действующего чемпиона мира? Следил ли ты за игрой норвежца на мемориале Гашимова?

– У меня отрицательный баланс во встречах с чемпионом мира, хотя отдельные победы над ним были. За всеми его выступлениями с интересом слежу. На данный момент в турнирах он обычно доминирует, хотя в том же мемориале Гашимова Ананд с ним имел большие шансы на выигрыш и в случае успеха мог рассчитывать на первое место. Феномен Карлсена - в стабильности и в устойчивости нервной системе. Даже если ты получил с ним перевес, то он будет извиваться изо всех сил, а уж если ты ему дал шанс на преимущество, можно быть уверенным, что просто так он тебя не отпустит и использует любой, даже малейший шанс. Если говорить о стабильности - вспоминаю мои памятные победы в супертурнирах в Ставангере в 2013 и 2014 годах - Карлсен оба раза занимал вторые места и преследовал меня изо всех сил. То есть, если он и не выигрывает турнир, то всегда занимает второе место. Ни у кого другого из шахматистов нет такой стабильности…

– Почему, на твой взгляд, в современных шахматах тяжесть борьбы все чаще перекладывается на затяжные миттельшпили и технические позиции в эндшпиле? Часто ли тебе приходится «дожимать» соперников в чуть лучших позициях?

– Дело в том, что с приходом компьютеров все уравнялись в условиях, и любой человек, выложив условные 5000 евро за мощный компьютер, может иметь технику наравне с чемпионом мира. При условии трудоспособности и траты всего свободного времени на шахматы, почти каждый человек может стать сильным шахматистом - особенно в дебюте. Однако все шахматы подготовкой закрыть невозможно, и после дебюта неизбежно наступает миттельшпиль, в котором выигрывает тот, кто сильнее играет, а не тот, кто больше выучил дебютных ловушек. Затяжные эндшпили в наше время не редкость и побеждают в них, как правило, более выносливые игроки.

– Сергей, давай подведем итоги нашей беседы. Чего бы ты хотел добиться в шахматах и в жизни в целом?

– Шахматы – неотъемлемая часть моей жизни. Разделять шахматы и мою жизнь в целом я не могу. С самого детства я мечтаю стать чемпионом мира. В быстрые шахматы мне это уже удавалось, но в «классике» пока об этом только мечтаю…

Рассказать
Нравится 1 10390
Читайте также

На вопросы журнала World Of Chess (Константина Базарова) ответил выпускник московского инс…

Константин Базаров

У столичного международного мастера Евгения Драгомарецкого множество титулов, трофеев и ра…

Комментарии