Известный шахматный эксперт, основатель сайта crestbook.com, гроссмейстер Сергей Шипов будет комментировать все матчи для русскоязычной аудитории на Кубке мира, который стартует в Ханты-Мансийске уже 9 сентября. Пресс-центр турнира накануне ответственного старта расспросил кудесника шахматного репортажа о предстоящих баталиях и роли комментатора в современных шахматах.
– Вы далеко не в первый раз будете комментировать шахматные партии на большом международном турнире в Ханты-Мансийске. Согласны, что город часто называют «неофициальной столицей» отечественных шахмат?
– Я в своих эфирах регулярно называю Ханты-Мансийск мировым центром шахмат. Такого количества крупных международных турниров, как в столице Югры, в других городах не бывает. Раньше в этом плане блистала Элиста, но теперь Ханты-Мансийск её заменил. Очень приятно видеть, что с годами энтузиазм и заинтересованность в шахматах у местных руководителей не угасает. И мы, шахматисты, уже привыкли летать в Ханты-Мансийск. У нас там много знакомых и друзей.
– Эксперты считают, что Кубок мира – одно из самых непредсказуемых шахматных событий с турнирной точки зрения, где фавориты запросто могут оступиться на ранних стадиях. В чем особенности работы именно комментатора на Кубке мира?
– Нокаут – самый эмоциональный формат проведения турниров. Игра шахматистов в нём напоминает работу сапёров. Одна ошибка – и турнир завершён! Поэтому накал и градус борьбы зашкаливает за красную отметку. Поэтому очень интересно смотреть эти партии со стороны. Мне, как комментатору, остаётся передать эту атмосферу и объяснить суть игры. Расшифровать сложные моменты партий. Ну, и конечно, я сопереживаю игрокам. Вместе с ними радуюсь и горюю. В первых кругах нокаута мне, как правило, крайне сложно сделать верный выбор – какие партии, какие пары показывать? Сильных и известных шахматистов так много, что глаза разбегаются. А в последующих стадиях уже появляется возможность показать все интересные пары и углубиться в нюансы партий. В общем, мне, комментатору, на Кубке мира скучать и выдумывать, о чём бы поговорить в долгом эфире, не придётся.
– Несколько слов о подготовке. Скажем, завтра стартует Кубок. Чем вы занимаетесь накануне первой трансляции?
– Как правило, это рутина. Подготовка оборудования, налаживание взаимодействия с коллегами. Ведь я – лишь наконечник копья. Вместе со мной над трансляциями трудятся специалисты самого разного профиля. Это технологически сложный процесс. Ну, и конечно, важно подойти к такому долгому и интенсивному турниру физически свежим. Так что стараюсь отсыпаться и немного бездельничать перед стартом.
– Некоторые комментаторы из разных видов спорта говорят: «Мы въезжаем в турнир, раскачиваемся часто уже по ходу. И к финалу выдаем свой максимум». Как у вас?
– Нет, нет, я не раскладываю свои силы по дистанции таким образом. Стараюсь каждый день работать по максимуму. А потом восстанавливаться. Разумеется, к финишу турнира я сильно устаю, но так как мне и самому интересно смотреть шахматную борьбу, то удаётся держаться. Любовь к шахматам лечит всё!
– Ваш процент во время партий – импровизация и заранее заготовленная информация.
– 90% – импровизация, 10% – заготовки. Мои эфиры настолько длинные, объем информации настолько велик, что заранее невозможно всё подготовить. Стараюсь всё делать в прямом эфире. По ходу пьесы.
– Шахматы в России сейчас пытаются «раскручивать» даже на федеральном ТВ. Вы согласны, что экспертам нужно говорить о партиях как можно проще, понятнее для обывателей?
– Это палка о двух концах. Нужно находить золотую середину. Мне, как гроссмейстеру, всё же нужно иногда говорить и о сложных шахматных материях – чтобы эфир был интересен для квалифицированных зрителей, которых у нас много десятков тысяч. Важно использовать мою квалификацию. Но при этом я стараюсь это сложное упрощать и освежать лирическими отступлениями. При этом у каждого комментатора своя стратегия. Своя золотая середина.
– Вы получаете кайф, удовольствие, когда видите без компьютера выигрышную позицию, а игрок этого не замечает, в итоге ошибается…?
– Да, мне регулярно приходится комментировать игру шахматистов, которые уступают мне в мастерстве… или просто дико устали. К тому же со стороны многое виднее – это известный факт. Не назвал бы подобные находки кайфом, ведь зачастую ошибки игроков банальны. Ну, разве что если удаётся в эфире обнаружить по-настоящему красивую идею, жертву, комбинацию! В общем, я в этом плане таков, как и все шахматисты. Шахматы бывают и скучными, и возбуждающими, и пресными, и прекрасными.
– Россия заявила на Кубок в Ханты-Мансийск больше 20 шахматистов. Возьмем свое, как это случилось у Свидлера в 2011 году?
– Количество в качество не всегда переходит. Лучше иметь в строю четверых хорошо подготовленных игроков, чем сорок не готовых к серьёзной борьбе. Надеюсь, что наши парни серьёзно отнесутся к турниру и подойдут к нему в хорошей спортивной форме и с запасом дебютных идей. В первую очередь надеюсь на нашу молодёжь – на тех, кому за 20, но меньше 30-ти. Где-то среди них и скрывается будущий победитель Кубка… А может быть, и будущий чемпион мира. Ведь два финалиста Кубка Мира выходят в турнир претендентов, который состоится следующей весной. А там уже до Карлсена рукой подать!
#хантымансийск #кубокмира2019 #фиде #югорскаяшахматнаяакадемия #сергейшипов #репортажи #прямойэфир
Ждём
Цитата от Александр ЕвстифеевРаскрыть
Ждем, надеемся и верим!
Болеем за наших