В 2015 году 24-летняя Мария Музычук стала чемпионкой мира по шахматам, правда, защитить титул не смогла – в прошлом году ее обыграла китаянка Хоу Ифань. А в этом году старшая сестра Марии, Анна, действующая чемпионка мира по быстрым шахматам, отправилась бороться за наивысшую для шахматисток награду в Тегеран. Чемпионат длился месяц, в течение которого Ане пришлось преодолеть множество трудностей – от ежедневных шахматных баталий до бытовых неурядиц и проблем со здоровьем. Она дошла до финала, где в напряженной пятидневной борьбе уступила первенство китаянке Тань Чжуньи.
Вернувшись во Львов, Анна Музычук – изможденная, простуженная, охрипшая – согласилась дать интервью «ФАКТАМ».
Журналист: Аня, прежде всего позвольте вас поздравить с титулом вице-чемпиона мира!
– Спасибо.
Журналист: Расскажите, как вы готовились к турниру. Обычно, я знаю, вы тренируетесь по восемь часов в день.
Анна Музычук: Я действительно занимаюсь по шесть – восемь часов в день уже много лет, без выходных и праздников. Но бывают и исключения. Когда проходят сборы, где приходится играть по 12 часов в сутки, когда я уставшая или плохо себя чувствую, тренироваться просто нет сил. Перед поездкой в Иран я побывала на открытом турнире в Гибралтаре. Это ежегодное соревнование, куда съезжаются сильнейшие шахматисты со всего мира. Участие в этом состязании заменило мне привычные тренировки.
Журналист: Фавориткой чемпионата мира считалась китаянка Цзюй Вэньцзюнь. Вы были в рейтинге на втором месте. Наверное, вы готовились к встрече с Цзюй в финале, прорабатывали стратегию и тактику игры…
Анна Музычук: Мы знакомы много лет, неоднократно встречались за шахматной доской и неплохо знаем стиль игры друг друга. Так что ко встрече с ней я отдельно не готовилась. В Тегеране была не швейцарская и не «круговая» система (где ты можешь проиграть одну или две партии, но выиграть турнир по количеству баллов), а система на выбывание. При ней даже самые сильные шахматистки могли «слететь» уже на первых кругах. Отвлечешься, расстроишься, совершишь одну ошибку – и все. Цзюй Вэньцзюнь, например, вылетела еще в четвертьфинале.
Журналист: Вы и сами были на волосок от проигрыша еще в полуфинале. Ваша соперница из России Александра Костенюк имела ощутимое преимущество в игре, но после прохождения контроля времени ни с того ни с сего начала ошибаться. Она фактически подарила вам выход в финал.
Анна Музычук: Да, это была очень необычная игра. Такое случается редко. Бывает, конечно, что победа зависит от непредвиденных факторов: самочувствия, настроения. Но в большинстве случаев главным фактором все-таки остается уровень подготовки игрока, его опыт. Чемпионом мира по шахматам случайно не становятся.
Журналист: В основное время финального поединка вы с китаянкой Тань Чжуньи сыграли четыре партии с итоговым счетом 2:2. Исход турнира решил тай-брейк, который вы проиграли, хотя быстрые шахматы – ваш конек, ведь вы действующая чемпионка мира именно по этому виду шахмат. Что же все-таки случилось? Переволновались? Или было слишком праздничное настроение – финал ведь совпал с вашим днем рождения.
Анна Музычук: Мне и раньше приходилось участвовать в турнирах в свой день рождения, особой роли это не играет. А почему так случилось? Было много причин. Одна из них – усталость, ведь все партии финала игрались в один день, а в тай-брейке перерыв между партиями составлял всего пять минут. Уставшей, конечно, была и моя соперница, но у нее было очень большое преимущество: рядом была группа поддержки и тренер. В минуты перерыва он мог поддержать Тань Чжуньи, указать на ее ошибки, посоветовать, что лучше сделать. Я была одна, мне приходилось самой все анализировать, продумывать стратегию и тактику. Это трудно, особенно после такой напряженной и долгой игры.
В первой партии тай-брейка я играла белыми, имела преимущество в игре, но растерялась, не смогла просчитать всех нюансов и проиграла. Потом так расстроилась, что во второй партии допустила ошибку, ставшую фатальной. Если бы до чемпионата мне сказали, что я стану вице-чемпионкой мира, я была бы очень рада. Ведь это самый высокий результат, которого я добилась за свою карьеру. Но в той ситуации, когда ты находишься в шаге от титула, о котором мечтал всю свою жизнь, проигрывать очень тяжело. Особенно, повторюсь, когда некому тебя поддержать.
Журналист: Не могу не спросить. Во время чемпионата мира вам довелось встречаться за шахматной доской с российскими спортсменками Алиной Кашлинской и Александрой Костенюк. А два года назад ваша сестра Мария боролась за титул чемпионки мира в Сочи. Насколько остро чувствуется противостояние между украинскими и российскими гроссмейстерами, учитывая, что наши государства воюют друг с другом?
Анна Музычук: Давление и противостояние чувствуются только извне, со стороны болельщиков, например. Что касается самих спортсменок, то в России действительно очень сильные шахматистки, со многими из них мы знакомы и дружны очень давно, с некоторыми – двадцать лет. Человеческие отношения между нами не поменялись с началом войны. Мы просто не поднимаем этот вопрос. Шахматы – отдельно, политика – отдельно. Тем более, что многие из российских шахматисток поддерживают Украину, я это точно знаю.